В современном мире все больше и больше в обиход стали входить персональные компьютеры (ПК). Значение компьютеризации нельзя выразить в двух словах. Большое информационное поле невозможно без этих умных машин. ПК упрощают и в тоже время, ускоряют многие процессы, происходящие в производстве. Имея под рукой компьютер можно получать информацию мирового уровня через сеть «интернет», а также можно занять свой досуг, играя в компьютерные игры. В последнее время появилось большое количество познавательных программ для обучения в школе и других учебных заведениях. Такое всестороннее развитие общества на современном этапе не может быть без компьютерных технологий. Но всегда ли мы правильно поступаем, когда стремимся в раннем возрасте приобщить ребёнка к работе на персональном компьютере. Не все знают, в каком возрасте и сколько можно разрешать детям проводить за компьютером, какие нарушения или отклонения в здоровье можно ожидать у детей.
В последние десять лет на приёмы к детскому неврологу всё больше стали обращаться дети в возрасте 5-10 лет с неврозоподобными отклонениями. Чаще других с жалобами стали обращаться дети, которые с 4-5 летнего возраста знакомы с компьютером и компьютерными приставками, играя в различные развлекательные игры. При обращении к детскому неврологу первые жалобы у детей отмечают родители. Это нервозность, агрессивность, эмоциональную неуравновешенность. В дальнейшем присоединяется нарушение функции сна, трудности при засыпании, сноговорение, снохождение. Такие дети в школе плохо усваивают школьную программу, снижается память, нарушается внимание, появляется нарушение поведения. Многие дети начинают пропускать занятия в школе, становятся расторможенными и гиперактивными. В клинической картине можно наблюдать тики и логоневрозы, головные боли и головокружения, которые появляются или могут усиливаться, даже после незначительного работы у ПК или просмотра телевизора. Увлечённость компьютерными играми, азарт, приводит к неправильному приёму пищи, нарушается аппетит. Вслед за этим наступает развитие дисфункций или обострение болезней со стороны желудочно-кишечного тракта. Нельзя не отметить, что чрезмерная нагрузка на органы зрения способствует возникновению или прогрессированию офтальмологических заболеваний: синдрома «сухого глаза», спазма аккомодации, близорукости, ранней катаракты и других глазных болезней.
Нами в условиях Детской консультативной поликлиники № 1 проводилось комплексное обследование и лечение детей в возрасте от 5 до 10 лет, у которых отмечались вышеперечисленные жалобы и отклонения. В результате обследования отмечены изменения, такие как признаки нарушения внутричерепного давления, снижение артериального давления, неврозоподобные состояния, изменения со стороны сосудов глазного дна, остроты зрения. На рентгенограммах шейного отдела гипермобильность и разболтанность позвонков.
При Электроэнцефалографии и Эхоэнцефалоскопии наиболее часто регистрировались общемозговые биоэлектрические изменения сосудистого генеза.
В результате проводимого комплексного обследования и лечения (с ограничением просмотров телевизора и компьютера) в большинстве случаев отмечен положительный эффект. У детей значительно улучшились сон, память и внимание. В школе отмечены положительные успехи в учёбе, повысилась работоспособность, изменилось поведение. В контрольных осмотрах окулиста отмечена положительная динамика глазной симптоматики.
Выводы:
1. Функционально незрелый мозг не готов к длительному зрительному световому восприятию при работе с ПК и просмотру телевизора.
2. Отрицательное воздействие при работе с ПК с возрастом ослабевает.
3. Длительное воздействие световой нагрузки приводит к спазму аккомодации, развитию ранней пресбиопии, синдрому «сухого глаза».
4. Гиподинамия и как следствие нарушение кровообращения может приводить к изменениям в других органах и системах.
Черепанов Борис Андреевич, врач невролог КГП на ПХВ «Поликлиника № 1 г.Усть-Каменогорска»