Полная версия сайта Каз

Портал управления здравоохранения Восточно-Казахстанской области

8(7232) 701-131

г.Усть-Каменогорск, пр.Ауэзова 26

Обязательное социальное медицинское страхование09.01.2018г.

Очень важно понимать, что реформа по внедрению медицинского страхования в стране продолжается, она не приостанавливается, и тем более не отменяется. Несмотря на то, что сроки начала предоставления самой медицинской помощи населению в рамках страховой медицины переносятся на январь 2020 года.

 Глава государства в своем выступлении на открытии нынешней сессии парламента выразил уверенность в необходимости внедрения медицинского страхования, как доказанной прогрессивной системы финансирования здравоохранения во многих развитых странах. Но при этом он поручил разобраться с рядом проблемных вопросов, связанных с условиями участия в ОСМС  всех категорий населения, и в особенности, большого числа самозанятых. Если в цифрах, то по официальным данным Минтруда  РК, в стране сегодня насчитывается порядка 2,7 млн неформально занятых граждан, из них 1 миллион человек называют себя наёмными работниками, но при этом от них не поступают пенсионные, и никакие другие отчисления. В общей сложности, не идентифицированных граждан, находящихся за пределами информационных систем, легального экономического и социального поля, по предварительным оценкам, у нас гораздо больше. Поэтому как справедливо указал Президент: «первостепенная задача – предотвратить риски «выпадения» миллионов самозанятых из страховой медицины, для этого логично сначала навести порядок в сфере учета и категоризации этих людей,  продумать гибкие жизнеспособные механизмы их участия в системе ОСМС»

Министерством здравоохранения разработаны поправки в ряд законодательных актов, которые предусматривают следующее. Первое – перенос сроков начала оплаты взносов физических лиц, а это наемные работники, самозанятые и взносов государства за льготные категории населения с 1 января 2018 года на 1 января 2020 года. Соответственно, срок начала предоставления медицинской помощи участникам ОСМС также сдвигается на  1 января 2020 года. Значительно уменьшается размер взносов физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, их ставки снижаются  с 5% до 1% от объекта исчисления взносов, то есть получаемых доходов.

Важно отметить, что до полноценного запуска ОСМС  предлагается сохранить сбор отчислений работодателей, которые до конца 2017 года составят 1% от  размера заработной платы каждого работника из средств фонда оплаты труда самого предприятия,  в 2018 и 2019 годах  – 1,5%  от объекта исчисления.

Переходный период, в течение которого предлагается сохранить сбор взносов с работодателей, позволит выполнить два важных и необходимых условия. С одной стороны, аккумулирование средств плательщиков в течение двух переходных лет   обеспечит  требуемые Нацбанком резервы ликвидности,  по расчетам ФСМС на 2020 год, это месячный запас на оплату медуслуг в сумме 85,5 млрд тенге, плюс  3% резерва от размера активов на непредвиденные расходы, что составляет  порядка 30,9 млрд тенге. Оставшаяся сумма, а всего к 2020 году  предполагается накопить 206 млрд тенге,  будет направлена единовременно на увеличение пакета медицинского страхования, для того, чтобы обеспечить мотивацию людей к участию в системе ОСМС.

Поэтому определённый пул средств, накопленный  к старту реформы, позволит обеспечить и финансовую «подушку безопасности», и создать привлекательные условия для застрахованных за счет расширенного пакета медуслуг, который в сравнении с пакетом ГОБМП будет более весомым и станет в большей степени отвечать запросам  населения к медицине.  Взносы и отчисления, поступающие в  НАО «Фонд социального медицинского страхования», будут  находиться на счетах в Национальном банке, где гарантируется их полная сохранность до начала оплаты медицинских услуг с января 2020 года. 

В течение 2018-2019 годов оказание медицинской помощи всем категориям граждан будет осуществляться, по-прежнему, в рамках гарантированного государством объема медицинской помощи. Напомню, что в этом пакете сохраняются следующие  виды бесплатных медицинских услуг: скорая помощь и санитарная авиация, вакцинация, медицинская помощь  при социально значимых заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, амбулаторно-поликлиническая помощь, первичная медико-санитарная помощь, консультативно-диагностические услуги, амбулаторное лекарственное обеспечение, экстренная и плановая стационарная медпомощь, стационарнозамещающая помощь, высокотехологичные медицинские услуги.

С 2020 года в связи с внедрением ОСМС будут определены четкие границы обязательств государства через оптимизацию пакета ГОБМП до уровня выделяемых бюджетных средств,  лимитирование отдельных видов неприоритетных медицинских услуг и формирование адекватных тарифов. Услуги, не вошедшие в ГОБМП, население сможет получать в рамках ОСМС, или оплачивать самостоятельно, или через добровольное медицинское страхование (далее – ДМС).

Для того, чтобы обеспечить безболезненное вхождение населения в систему ОСМС,  сохранив минимальные социальные гарантии, незастрахованные будут получать гарантированный объем медуслуг за счет государства до 2022 года, только уже в усеченном виде. Застрахованные в системе ОСМС, напротив, будут иметь преимущества, и с 2020 года смогут получать расширенный пакет медуслуг, на финансирование которого будут направляться средства ФСМС. Такой подход  создаст стимул для незастрахованных граждан самостоятельно осуществлять уплату взносов и переходить в категорию застрахованных.

 

И.о. главного врача КГКП «Кокпектинской ЦРБ»  Рахимбаева А.Т.

Назад