Вход
Вы можете авторизоваться на сайте через:
Google Vkontakte Mailru

Суйцид раннего возраста10.10.2017г.

Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.

Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

• учет перенесенных заболеваний или травмы мозга; 
• влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора; 
• анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

 

Проблема суицида, а проще говоря – самоубийства пугает своей актуальностью в наше располагающее к стрессам и депрессиям время. Беда, которую трудно предотвратить - в большинстве случаев. Причины, побудившие человека расстаться с жизнью, остаются загадкой даже для родных и близких. Самое страшное, что все чаще на этот роковой шаг решаются молодые люди, у которых все еще впереди. В РК частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. Откуда берет начало эта печальная тенденция? Дети не осознают необратимость смерти, у них еще нет жизненного опыта, осведомленности о пределах границы между жизнью и смертью. Со стороны же взрослых людей выявляется непонимание причин и механизмов детского суицида.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.  Обстоятельств, которые могут довести ребенка до смерти еще очень много. И все они индивидуальны, также как и наши дети.

Различают следующие типы суицидального поведения:

Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, оказание давления на окружающих с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Аффективное суицидальное поведение - суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.

Истинное суицидальное поведение - характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, самобичевания, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.

Коренная причина детских самоубийств — непонимание их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, их развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказанием, не сложившиеся  взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная («разбитая») первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.

Суицидальное поведение также может служить в целях демонстративного шантажа, особенно в тех семьях, где постоянно происходят конфликты. Чаще всего у такого подростка можно заметить высокую агрессивность, возбудимость и завышенные требования в кругу своих сверстников. Суицидальное действие, в данном случае, подросток совершает с целью отомстить своему обидчику и доказать правоту. Самоубийство совершается под сиюминутным порывом и часто приводит к переигрыванию, которое оканчивается летальным исходом. Если спорная ситуация не разрешилась после неудавшегося суицида, вероятнее всего будет его повтор.

  Подростковый суицид с целью манипуляции наблюдается в дисгармоничных семьях с неадекватным воспитанием, особенно в период падения их авторитета среди сверстников и потери лидерских позиций. Обычно это происходит после 5-6 класса. Если ситуация находит своё решение в попытке самоубийства, подросток начинает умело и часто этим манипулировать, закрепляя, таким образом, своё главенство.

  Практика неоднократно показала, что суицидальное поведение подростков чаще наблюдается во внешне благополучных семьях, в которых стараются не замечать конфликтных ситуаций, вместо того, чтобы их решать. Асоциальные же семьи развивают у ребёнка защитные механизмы, которые способствуют быстрой его адаптации к тем условиям, в которых он живёт. Для младшего возраста наиболее опасны в суицидальном плане конфликты, происходящие между членами семьи, например развод родителей, в то время как более старшие подростки больше переживают из-за конфликтов в школе со сверстниками.

 

Помощь при подростковых суицидальных проявлениях

  При первых же малейших подозрениях на возможность суицида родителям необходимо, в первую очередь, поговорить с подростком, постараться с полной ответственностью вникнуть в его проблему, выслушать и понять. Не следует недооценивать чувства и намерения ребёнка, особенно, если он уже составил план и твёрдо решил его осуществить.

  Очень часто родители не придают большого значения тем или иным жалобам своего чада, что и является самой большой ошибкой, способной толкнуть подростка на необдуманный шаг. Со стороны взрослых должна постоянно чувствоваться поддержка, особенно в минуты сильного эмоционального кризиса. Необходимо внимательнее присматриваться к своему ребёнку, чтобы вовремя распознать тревожные звоночки и суметь их предотвратить, ведь не всегда подросток может дать волю чувствам или прямо рассказать о своей проблеме. Порой необходимо его немножечко к этому подтолкнуть.

  Родители не должны забывать – всё, что связано с их самым дорогим человеком, всегда имеет большую важность и значение. Ведь только при полной гармонии и доверии можно создать ту жизненную атмосферу, которая так необходима в полноценной счастливой семье.

И в заключении можно сказать одно. Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать, быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».

          Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы , следуя им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами! Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.

             В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:


• можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть; 
• я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни; 
• выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан; 
• я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

 

Омарова Зарина Нурлановна, психолог ВК Областного наркологического диспансера

Назад
Яндекс.Метрика